Богоматерь Великая Панагия (Оранта Мирожская)

Датировка
II пол. XVI в. (1583?)

Копия с иконы XIII в.

Происхождение: из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.
Одна из древнейших икон, прославившаяся чудом слезного знамения в 1565 г. (1567), которое рассматривалось современниками как заступничество Богородицы «за Псков и люди» ввиду угрозы литовского нашествия.

В иконографии Богоматери тип Оранты (лат. «oranta»- молящаяся) – самый древний. В древнехристианском искусстве катакомб (I-III вв.) Оранта олицетворяла христианскую молитву, Церковь.

На основе композиции Оранты в византийском искусстве в IX в. возник образ Богоматери Великая Панагия (греч. Всесвятая): Мария изображена в полный рост с воздетыми руками, на Ее груди, в медальоне или складках мафория (плаща), - Младенец Христос (Спас Эммануил), Которого Она являет миру как будущего Мессию-Спасителя.

Изображения князя Довмонта, по-видимому, является копией с древнейшего образа, до его канонизации. Псковский князь Довмонт-Тимофей (1266-1299), выходец из Литвы, прославился ратными подвигами и особо почитался псковичами, был канонизирован вскоре после смерти как местный святой, а в XVI в. – для всей Руси.

Это прижизненное уникальное изображение князя и его жены, представленных в качестве заказчиков иконы, - сравнительно редкое явление для Древней Руси и могло появиться в Пскове благодаря знакомству литовского уроженца с западными и южнославянскими образцами. Ближайшая аналогия – сербская икона св. Николая, изображенного в позе «оранта» с предстоящими сербским королем Стефаном Урошем Милуином и его женой Еленой Симонидой, вклад сербских деспотов в 1319 г. в базилику св. Николая в г. Бари (Италия).

Псковская икона, по-видимому, является списком, выполненным в 1583 г. для Мирожского монастыря с не дошедшего до нас древнего образца XIII в., о чем свидетельствуют письменные источники.

В Псковских летописях под 1192 г. (1198) упоминается чудотворное знамение от «Богородичной иконы в Спасо-Мирожском монастыре». Возможно, икона XIII в. является, в свою очередь, списком с этого древнего образа с включением изображения заказчика – князя Довмонта и, по-видимому, погибла в пожаре 1609 г. в Троицком соборе.

В 1565 г. составлено «Сказание» о Мирожской иконе, автором которого считается псковский агиограф Василий (в иночестве Варлаам). Празднование иконе (24 сентября/ 7 октября) установлено в 1567 г., тогда же составлена и служба.

2 марта 2010 года в Лувре, в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева и Президента Франции Николя Саркози, была открыта выставка русского искусства «Святая Русь», приуроченная к году России во Франции.

В состав экспозиции вошли более 400 произведений, принадлежащих 24 крупнейшим российским музеям. Столь значительное собрание шедевров русского средневекового искусства демонстрировалось впервые.

Среди экспонатов на выставке присутствовали и иконы из собрания Псковского музея-заповедника Богоматерь «Мирожская Оранта» и икона Богоматерь "Знамение" и избранные святые: Никола, архидиакон Стефан, Власий, Климент, Параскева Пятница и Анастасия. К выставке был издан каталог.

Поделиться: