Служба у капеллы святой Варвары (Из Бретонской серии)

Автор
Бенуа Александр Николаевич
Год
1905
Материал, техника
бумага, акварель, белила, тушь, 66х46,5
Надпись
Слева внизу: АлександръБенуа (слитно) S te Ваrbe V11-1905 (черной акварелью)

Из всех его работ в собрании Псковского музея «Служба у капеллы Святой Варвары..» является наиболее примечательной. Эта небольшая картина из серии работ 1905 г. написана в Бретани. В этот тихий и далекий от столичного шума регион на северо-западе Франции художник ежегодно выезжал с семьей. Местная природа поражала художника: живописные просторы, насыщенный морской воздух, скалы, пещеры и гроты, необычное освещение, при котором море становится зеленым. Здесь он наслаждался природой, покоем. Уединяясь на побережье, писал много работ, запечатлевших природную красоту и колорит местной жизни. Любовь к Франции, с пустынными сельскими просторами, колорит старины всегда сопутствовал его творчеству. Он обожал Бретань, наслаждаясь почти монохромными пейзажами, залитыми зеленовато-охристыми красками. А позже свои ощущения и восприятие переносил на полотна. Так и в этой картине художник повествует, о традиции без изменения сохранившейся из глубины веков. Небольшая, сложенная из камня часовня, столетия стоящая на холме, идущие в черных одеждах люди и бесконечные просторы. Жители небольшого городка из года в год в определенные часы приходили на службу, бретонки надевали черные одежды, белые чепцы, и художник мастерски сумел отразить зорко подмеченные колоритные особенности места. У зрителя возникает ассоциация с одиноким пустынным пейзажем, и он почти слышит стук деревянных башмаков по камням. Первоначально гнетущее впечатление убирается за счет расширенного пространства, это поддерживает и благородное сочетание серебристо-серых и зеленовато-бурых тонов. Графический силуэт фигур, введённый в величаво спокойное поле приморского пейзажа настраивает на философское мировосприятие. Изображаемую тему Бенуа трактует как театральный художник и режиссер. Он использует принцип театрализации, что является отличительной чертой его творчества. Это зарисовка эпизода минувшей эпохи, но в ее интимном и частном ракурсе, увиденной человеком XX века. Тонкий и изящный колорист Бенуа создает пейзаж богатый колористическими оттенками, исполненный чувства грусти и одиночества. Для художников этого периода важен был зритель, зритель был участником созерцания.

Поделиться: